Организационно-правовые основы биржевой деятельности
Следует понимать, что дальнейшее развитие рынка и усиление конкурентной борьбы в экономике Украины потребует специализации бирж. Это будет результатом развития самого рынка независимо от вмешательства государства в рыночные отношения.
2.3а принципу организации (роли государства в создании бирж) за рубежом различают два вида бирж:
* Публично-правовые (государственные биржи);
* Частно-правовые (частные биржи).
Биржи, носящие публично-правовой характер, контролируются государством и создаются на основе Закона о биржах. Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района, занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, не являющиеся членами биржи, также допускаются к совершению операций согласно разовым билетам, которые приобрели. Такие биржи распространены в Европе (Франция, Бельгия, Голландия).
Биржи, имеющие частноправовой характер, работают в Англии, США. На эти биржи открыт доступ лишь узкому кругу лиц, входящих в биржевую корпорацию. Количество членов таких бирж ограничено. Биржи этого вида являются паевыми обществами, их уставный капитал делится на определенное количество паев (сертификатов). Каждый член биржи должен быть владельцем хотя бы одного пая (сертификата), который дает ему право заключать сделки в помещении биржи.
Исторически биржи в Украине имели статус публично-правового института, находящегося под контролем или в непосредственном подчинении специальных государственных органов управления. Такой статус украинских бирж обусловливался неразвитостью торгово-посреднической деятельности в нашей стране и недостатком крупных частных капиталов, способных обеспечить нормальное их функционирование.
При организации бирж в Украине в 1990-1991 pp. была предпринята попытка предоставления им статуса частно-правового института, в деятельности которого велика роль самоорганизации и самоуправлению биржевого сообщества. Мере биржи создавались не как государственные организации, занимающие определенное место в иерархии государственного управления наподобие органов бывшего Госснаба, а как акционерные общества.
Некоторые экономисты относят украинские биржи в частных торговых ассоциаций, которые руководствуются наряду с официальным законодательством собственными правилами самоуправления. Они считают, что на частный характер биржи указывает не только внутренний устав, регламентирующий ее деятельность, но и обязанность Биржевого совета (комитета) отчитываться только перед Общим собранием ее членов, отсутствие официального назначения на должность в руководстве биржи (в том числе и на должность маклера).
3. Созданные биржи в основном регистрировались как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, которые не ставят целью получение прибыли и действуют на принципах хозяйственной самостоятельности, с правами юридического лица.
В Украине, особенно на периферии, биржи учреждались как товарищества с ограниченной ответственностью, что объяснялось уровнем деловой и экономической культуры, традиций, а также отсутствием жесткой правовой основы, регламентирующей их создания и функционирования. Это придавало учредителям биржи большую свободу при подготовке необходимых документов, позволяло выработать такой механизм управления и распределения прибыли, в наибольшей степени их удовлетворяет. Учредителей привлекало и то, что биржа в форме товарищества могла быть зарегистрирована в местных органах власти.
В связи с тем, что государство обязано способствовать развитию бирж, которые ориентированы на некоммерческий характер деятельности, с 1993г. биржи начинают превращаться в некоммерческие ассоциации. Кроме того, организационно-правовая форма в виде ассоциации соответствует Закону Украины "О товарной бирже" и способствует более эффективной структуре ее управления.
4. По форме участия посетителей в торгах биржи могут быть открытыми и закрытыми.
В торгах на закрытых биржах принимают участие ее постоянные члены биржевые брокеры, выполняющие роль биржевых посредников, поэтому доступ непосредственных покупателей и продавцов в биржевой зал закрыт. Для закрытых бирж характерным признаком является наличие специализированной системы органов сбора и до биржевой обработки заказов, т.е. существование периферийных служб биржи.
Другие статьи по теме:
- ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ- УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
- ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
- ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- Организационно-правовые основы биржевой деятельности